Torian pro maxes out

2022-й скоро, а это значит, что на посещение старой «Местальи» осталось два года. Рассказываем, где встретить игроков и почему дешевые места – лучшие

«Месталья» – самый старый стадион Ла Лиги – встретит переливающейся на ветру рыжей летучей мышкой на фасаде и расскажет, как дела в чемпионате Испании: в дни матчей на трибуне за воротами расставляют флаги клубов Ла Лиги в турнирной последовательности. 

На стадион идем из старого города по красно-розовому цветочному мосту Puente de las flores через сухую широкую реку Турию – из-за сильных наводнений ей поменяли русло, и с конца 80-х на дне образовался парк: теперь там играют в футбол, катаются на велосипедах, бегают и даже спускаются еще ниже – в метро. 

Стадион виден между домами – вас приветствуют лица Маты, Барахи, Айялы, Канисареса, Клаудио Лопеса, Кемпеса (смотря откуда вы зайдете). 

Сейчас повсюду оранжевые и черные цвета, новые кресла, инфографика с победными годами и чемпионскими составами. Хотя внутри все же заметны старые ребра стадиона, в разрезе он трескается даже под свежей оранжевой краской, не на всех трибунах есть туалет (где-то надо идти несколько этажей вниз). 

Попробуйте местный бутерброд-бокадильо с сыром, хамоном и томатной пастой за пять евро и запейте баночкой пива. На площади ФК «Валенсия» (так и называется) фанаты переходят из бара в бар, покупают булочки у китайцев, семечки – у испанцев, паленые шарфы – в палатках с атрибутикой и сладостями, фирменные – в фан-шопе рядом с белоснежным офисом в старинном здании.

Загляните к Маноло: на потолке его бара висят больше сотни шарфов со всего мира (есть даже липецкий «Металлург»), его фотографии с членами королевской семьи и игроками сборной, а также знаменитые барабаны. Еда там не очень (холодные омлеты и какие-то булки), пиво обычное, зато атмосфера – bomba. Можно надеть шляпу барабанщика и сфотографироваться с ним. Повсюду выездные и домашние болельщики, пьют, галдят, рассматривают картины и газетные вырезки. 

Правда, Маноло устал и рассказал мне, что после 29 лет существования бара хочет, чтобы владельцы (Маноло – арендатор) его продали, а он остался символом и просто приходил фотографироваться. «Хочу передать бар тому, кто любит футбол», – сказал мне барабанщик перед матчем «Валенсия» – «Эйбар», первым для «Местальи» в 2020-м.  

Сейчас цены на билеты начинаются с 25 евро на самый верх за ворота – туда и идем.

Трибуна Gol Xicotet Alto, но лучше всего Gol Gran Alto – за воротами, над поющим фанатским низом Curva Nord. Перфоманс со своего места вы не увидите (он будет ровно под вами), зато посмотрите на Валенсию с лучшей смотровой города – купола, летучие мыши на фасадах, черепичные балконы и заруливающие в аэропорт Manises самолеты. 

А ведь футбол еще не начался. 

Скоро прозвучит гимн клуба, а диктор на валенсийском языке (похож на испанский, но рублеными слогами ближе к каталанскому) объявит игроков: «Наш дорогой вратарь Джауме, наш земляк Хосе Луис Гайя, суперфорвард Родриго». И под шелест семечек, а также запах жаренного мяса из соседского бутерброда начнется матч. 

Здесь болеют неспешно, но эмоционально: могут весь тайм что-то жевать, а после гола запеть всем стадионом или же пять минут материть судью. 

В Валенсии любят футбол и готовы ждать игроков час после игры, тем более бутербродные и кебабные никто не закрывает. 

Небольшая подсказка: ждите футболистов либо у центрального входа (одни пойдут на парковку в клубный офис через дорогу, то есть к магазину). Я много раз видел, как из  рыжих дверей без охраны выходили молодые Андре Гомеш, Пако Алькасер или Жоау Канселу, перебегали дорогу, раздавали сидячим в кафе болельщикам пятерки и спускались на паркинг. 

Как-то раз после сумасшедшей ничьей с «Барселоной» (вырванные в самом конце 1:1 в 2015-м) я встретил на улице автора гола Санти Мину. «Спасибо за этот гол, я самый счастливый» – «Не за что, друг». И пошел.      

Черышев обычно выезжает с самого стадиона (там тоже есть часть парковочных мест для легионеров и основных игроков) – с левой стороны, если стоять лицом к главной трибуне. У выезда выстраивается толпа болельщиков, игроки раздают автографы, фотографируются и уезжают, еще раз улыбнувшись. 

Вот такая она «Месталья». 

Лучше прочувствовать, чтобы потом не жалеть. 

Новый владелец «Валенсии» убрал из проекта беговые дорожки и обещал стадион к столетию клуба, но тут снова пришел кризис

В 2014 году «Валенсию» купил сингапурский миллиардер Питер Лим (пообещал закрыть все долги клуба – до сих пор нет информации, что закрыл) и уже через день после получения контрольного пакета акций заехал на стройку, где попросил отказаться от беговых дорожек (об этом клуб договорился с новым мэром): Лим хотел «более прагматичный» стадион по типу английских, где болельщик максимально близок к полю. 

Новый проект оценивался в 120-130 миллионов. Стадион выглядел уже по-другому и напоминал краснодарский Колизей. Крыша покрывала 75% мест, но пропала обтекаемость стадиона (больше открытых и продуваемых мест в фасаде, как у «Лужников»). Вместимость сократили до 55-60 тысяч зрителей (старая «Месталья» вмещает 55), про парковочные места до сих пор не сказали ничего. 

4 ноября 2016-го президент «Валенсии» Лей Хун (ставленица Лима) сказала, что к 2019 году стадион точно не построят: «Проект сложный и требует больших инвестиций от клуба. Нам надо продать старую «Месталью», когда перестанет бушевать кризис». 

С тех пор стадион стоит. Вы можете подойти, заглянуть в дырочку в заборе и увидеть голые стены. 

Правда, что «Валенсия» переедет на новый стадион уже в 2022 году, ведь старую «Месталью» почти продали под квартиры?

Клуб просто молчит, а местные медиа раз в несколько месяцев выдают заголовки «Эта новость изменит вашу жизнь», под которыми начинается пустота в стиле «когда стадион закончат, тогда заживем».  

Правда, появились сроки. «Валенсия» может начать на «Нуэво Месталья» сезон-2022/23, потому что в апреле 2019 года земли старой «Местальи» за 120 миллионов евро захотела выкупить компания ADU Mediterraneo (занимается куплей-продажей недвижимости). Бумаги пока не подписали, поэтому генеральный директор «Валенсии» Аниль Мурти осторожничает: «Надо дождаться момента, когда покупатели смогут дать нам гарантии, тогда и вернемся к разговору о новом стадионе». 

ADU планирует выкупить земли, снести старый стадион, а за 400 миллионов евро построить на его месте пять жилых башен по 22 этажа (там поместятся 485 квартир) + офисы и торговый центр + зоны для спорта и отдыха. Проект планируют сдать к 2025 году. 

Если «Месталью» все же продадут (при этом «Валенсия» останется на стадионе до постройки нового стадиона), тогда клуб на вырученные ≈ 120 миллионов евро построит стадион, который оценивают между 100 и 140 миллионами евро. 

«Валенсия» хотела вип-стадион на 70 тысяч зрителей, проект уменьшали и удешевляли, но все равно не закончили

Во всей Ла Лиге только на бюджет «Валенсии» давят сразу два стадиона: землю старого не успели продать, а новый так и не достроили. В итоге клуб в странном положении – вечно отодвигает сроки, ждет «благоприятного климата» для продажи недвижимости, а новый стадион настолько пустой и заброшенный, что туда забираются блогеры, гуляют по коридорам и показывают царство бетона. 

Кстати, выглядит стадион опрятно, без трещин и пачкающей пыли. После видео даже не удивляешься, что мэрия 13 лет спустя одобрила проект без дополнительной адаптации (за это время ничего не сгнило). 

Но сначала история нового стадиона – в цифрах, фактах и цитатах. 

1. Президент и главный акционер «Валенсии» с 2004-го по 2008-й Хуан Соль хотел, чтобы клуб, побывавший в начале века в двух финалах Лиги чемпионов и выигравший Кубка УЕФА + Ла Лигу с Рафой Бенитесом, стал грандом, владеющим топ-стадионом. 

Проект 2006 года получился роскошным и адаптированным под локальные особенности города. 

Арена на 75 тысяч с покрывающей все зрительские места крышей. 3500 парковочных мест. Внутри – клубный музей, отель, офисные и торговые здания. Внешне стадион, презентованный в музее Принца Филиппа в футуристическом валенсийском квартале «Городе искусств и наук», напоминал обтекаемую летающую тарелку, а линии на фасаде символизировали древнюю реку Турию, разделяющую город пополам. 

Единственное обязательство перед мэрией («Валенсия» – частный клуб, но против просьбы правительства не пошли) – беговые дорожки и зона для легкой атлетики, которая отделяла трибуны от поля. 

2. 1 августа 2007 года заложили новый стадион на улице Валенсийсих кортесов (в один год с «Газпром-Ареной»): чтобы закончить стадион в 2010-м, а через год провести финал Лиги чемпионов. Проект оценивался в 160 миллионов евро. 

Неприятности начались спустя год, когда стадион уже вырастал: на высоте 12 метров оборвались строительные леса с тремя монтажникам и обрушились на рабочего снизу – в результате четыре погибших. Суд решил, что это несчастный случай (никого не наказали), а вот болельщики заговорили о дурной энергетике места.   

Так что в феврале 2009-го «Валенсия» вообще приостановила строительство: во-первых, клуб завис в долгах перед кредитовавшими его банками (547 миллионов евро – и это помимо стадиона); во-вторых, изначально клуб хотел окупить новый стадион за счет продажи земли под старой «Местальей», но из-за финансового кризиса 2008-го земля резко подешевела – клубу было невыгодно продавать «Месталью» в это время. 

Тогда же строительство остановилось намертво – дальше на стадионе не происходило ничего! Его подкрашивали и убирали, но выше фундамента и черновых работ он не вырос. 

3. К проекту (но не к работам) вернулись 12 декабря 2011 года, когда новый президент «Валенсии» Мануэль Льоренте договорился с банком Bankia, что они профинансируют дальнейшее строительство – залогом стали земли старой «Местальи». В 2012-м Льоренте обещал мэрии закончить стадион за 22 месяца – то есть в 2014 году, но через 8 месяцев – в сентябре 2012 года – Bankia разорвала договор. Снова бахнуло мировую экономику: из-за нового витка кризиса банк забирал дома у должников и накопил слишком много неликвидной недвижимости – земля еще и под стадионом стала бы слишком большой нагрузкой. И так приостановленная стройка «Местальи» встала окончательно.  

4. В 2013 году новый президент «Валенсии» Амадео Сальво удешевил проект стадиона со 160 миллионов до 100: всего 225 парковочных мест, крыша покрывала 75% зрителей (этого достаточно, чтобы получить пять звезд от УЕФА), 61 500 мест вместо 75 тысяч, нет масштабной зоны вип, ресторанов и офисных помещений. 

Но и тут не получилось: не нашли инвестора, своих  денег не хватало.  

Ссылка на основную публикацию