Как просто создать хорошие привычки за 30 дней!

Работа со звеньями «петли»

Если говорить о ежедневных привычках, которые нельзя отнести к нервным или патологическим, то и в этом случае подход похож. Чарльз Даххиг, автор книги «Сила привычки» и «Гида по изменению привычек» предлагает работать непосредственно со звеньями «петли» привычки.

1. Точно определите “петлю” привычки, над которой хотите поработать.
Это может оказаться не так просто, как кажется. Автор приводит пример того, как он работал над привычкой каждый день приходить в кафетерий и брать шоколадное печенье.

2. Экспериментируйте с вознаграждением.
Без спешки и давления, просто пробуйте различные действия взамен привычного поведения. В примере с кафе — как только в определенное время автор замечал, что его тянет встать и пойти в кафе за печеньем, он последовательно пробовал заменить привычное действие на прогулку вокруг здания, брать другие сладости или, в целом, другие блюда, заходил в кабинет к коллеге поболтать.

Количество попыток может быть разным, главное — нащупать то, что вам действительно нужно. Оказалось, что Чарльз просто нуждался в общении, поэтому визиты к коллеге на пару минут разговора полностью удовлетворяли его потребность без захода в кафе.

3. Изолируйте стартовый сигнал.
Стартовый сигнал — это то, что побуждает вас пойти и сделать привычное действие.
Исследования показывают, что большинство стартовых сигналов попадают в одну из следующих категорий: место, время, эмоциональное состояние, другие люди, непосредственно предшествующее действие.

Соответственно, каждый раз, когда вы ощущаете, что механизм возникновения привычки начинает запускаться, задайте 5 вопросов:

  • Где вы?
  • Сколько сейчас времени?
  • Какое у вас эмоциональное состояние?
  • Кто еще есть рядом?
  • Какое действие непосредственно предшествовало запуску “петли”?

Отвечайте на них каждый раз на протяжении того времени, которое понадобится, при необходимости — записывайте ответы. Сравнив ответы за период, вы найдёте повторяющиеся аспекты, а значит — сможете сделать вывод о стартовом сигнале.

4. Составьте план.
Если вы успешно прошли первые три шага, вы понимаете, что это за привычка, что является стартовым сигналом, что вознаграждением и действием. Теперь вам необходимо выбрать, над каким звеном “петли” вы будете работать и составить план по реализации намерений.

План автора по избавлению от привычки есть шоколадное печенье в обед выглядел следующим образом: «в 15:30 каждый день, я иду в кабинет к коллеге и разговариваю на протяжении 10 минут».

Когда одно и то же действие повторяется раз от раза, мозг начинает выстраивать новую привычку. Какие-то занимают больше времени, какие-то меньше, но при должной настойчивости вы сумеете «протоптать новую дорожку» в функционировании мозга.

Почему старые привычки возвращаются?

Нам часто задают резонный вопрос — почему некоторые выпускники программы после окончания курса возвращаются к старым привычкам, почему новые не работают? Ведь 9 недель по мнению многих исследователей — вполне достаточный срок для того, чтобы мозг записал какие-то действия в разряд привычек.

Однако, если вспомнить статью, формирование новой привычки требует внимательности и анализа

Это важно не только на этапе формирования, но и на этапе закрепления. Если вернуться к «петле» привычки, то в данном случае новоприобретенные привычки не были оценены достаточно высоко

Вознаграждение, на которое так живо реагирует мозг, не было сформулировано.

Именно вознаграждение и является главным критерием для выбора привычки мозгом. Если вознаграждения нет, можно повторить действие сколько угодно раз, но привычкой оно вряд ли станет, скорее, будет раздражать всё больше с каждым разом.

При этом, работу над собой зачастую начинают по совершенно другому сценарию, который может быть и хорош для других задач, но в нашем деле приобретения привычек не действует.

Ч

Заметили, чего не хватает в конструкции? Правильно, никакого удовольствия от процесса, а значит — нет и вознаграждения, привычка не формируется. В результате получается, что многие действия в течение 9 недель выполняются благодаря волевому усилию, и как только внешний фактор в виде чата и кураторов пропадает, возвращаются привычки — те самые, которые не утратили своей привлекательности и ждали всё это время своего часа.

Ищите позитив в каждом действии — экспериментируйте и выбирайте вкусные блюда, приятные для вас активности, и вам захочется повторить это снова и снова.

Неважно, на какой стадии процесса приобретения здоровых привычек вы сейчас находитесь — остановитесь ненадолго, прислушайтесь к себе, постарайтесь понять, что вас привлекает и не привлекает в старых привычках, от чего вы получаете удовольствие в тех новых, над которыми работаете. Очевидно, что изменение некоторых привычек может быть сложным процессом

Однако приёмы, которые мы разобрали, — это достойная база, на которую можно опереться на старте. Иногда изменения занимают много времени. Иногда они требуют повторяющихся экспериментов и неудач. Но однажды осознав, как работает привычка, найдя триггер, который её вызывает, само действие и вознаграждение за него — вы получаете силу, которая наверняка поможем вам изменить то, что вам бы хотелось

Очевидно, что изменение некоторых привычек может быть сложным процессом. Однако приёмы, которые мы разобрали, — это достойная база, на которую можно опереться на старте. Иногда изменения занимают много времени. Иногда они требуют повторяющихся экспериментов и неудач. Но однажды осознав, как работает привычка, найдя триггер, который её вызывает, само действие и вознаграждение за него — вы получаете силу, которая наверняка поможем вам изменить то, что вам бы хотелось.

Литература:
1. Charles Duhhig, A guide to changing habits.
2. Charles Duhhig, The Power of Habit: Why We Do What We Do in Life and Business.
3. Jeremy Dean, Making Habits, Breaking Habits.
4. N.H. Azrin, R.G. Nunn, Habit-reversal: A method of eliminating nervous habits and tics.
5. Arthur L. Costa, Ed.D, Habits of mind.
6. Hamburg DA, Habits for health.
7. Belle Beth Cooper, .
8. Judson Brewer: A simple way to break a bad habit.
9. Monica R. F. Hilário and Rui M. Costa, High on habits.
10. A. Dickinson, Actions and Habits: The Development of Behavioural Autonomy.
11. Azrin, N.H., Nunn, R.G., & Frantz-Renshaw, S.E. (1982). Habit reversal vs. negative practice treatment of self-destructive oral habits (biting, chewing or licking of the lips, cheeks, tongue or palate). Journal of Behavior Therapy and Experimental Psychiatry, 13, 49-54.
12. Twohig, M.P., & Woods, D.W. (2001). Evaluating the duration of the competing response in habit reversal: A parametric analysis. Journal of Applied Behavior Analysis, 34, 517-520.
13. Phillippa Lally, Cornelia H. M. van Jaarsveld, Henry W. W. Potts and Jane Wardle, How are habits formed: Modelling habit formation in the real world. European Journal of Social Psychology 2010.
14. Benjamin Gardner, Phillippa Lally, Jane Wardle, Making health habitual: the psychology of ‘habit-formation’ and general practice. British Journal of General Practice 2012.
15. Lally P, Gardner B. Promoting habit formation. Healthy Psychology Review 2013.

  • 2
  • 35

GuruTest

Суть этого правила достаточно проста: именно за 21 день, в среднем, вырабатывается любая привычка. То есть, если в течение 3 недель ежедневно совершать то или иное действие, вы закрепите его в качестве новой привычки. И наоборот, если 21 день избегать какой-либо привычки, вы наверняка с ней расстанетесь.

Скептически настроенные люди могут возразить: чтобы целых 3 недели упрямо повторять одно и то же, нужна недюжинная сила воли. Но сила воли воспитывается в том числе и привычкой. то есть, вырабатывать ее можно, руководствуясь все тем же правилом 21 дня.

Например, вы можете вспомнить о привычке, которую вам бы очень хотелось приобрести, но вы никак не доводили намерение до реального действия. Поставьте перед собой цель: за 21 день осилить эту привычку. Взять недосягаемую высоту. Покорить Эверест.

Далее запишите себе вашу цель на листочек и держите его на видном месте — например, возле монитора компьютера или на холодильнике, непременно так, чтобы взгляд каждый день падал на написанное и, желательно, не по разу, а регулярно. Следуя своему намерению и правилу 21 дня, вы удивитесь результату и отпразднуете первую победу. И пусть поначалу это занятие кажется вам сложным и бесперспективным. Чем сложнее, тем лучше! Подобные вызовы самому себе очень укрепляют силу воли и вселяют уверенность в других начинаниях.

Простой пример. Допустим, вы никак не можете привыкнуть к утренней гимнастике. Повесьте напоминание об этом так, чтобы точно увидеть его утром, как можно раньше. Например, прилепите яркий стикер на зеркало в ванной. Выделите лишние 15 минут на закрепление полезной привычки, переведите будильник и каждое утро в течение 21 дня следуйте эксперименту. Но не пропускайте дни, надеясь, что все наверстаете потом. Смысл метода не в ударном форсировании, а в регулярном повторении без перерывов. Если получилось так, что день вы пропустили, лучше честно начать заново. Зато когда вы выдержите 3 недели такого режима, привычка сама потянет вас к действию, уже без напоминаний, повинуясь внутренней самодисциплине.

Обходите и подводные камни этого метода. Если прямо сегодня вы решите и выучить иностранный язык, и бросить курить, и читать развивающие книги, вы попросту будете разрываться между всеми этими устремлениями и быстро растеряете мотивацию и силы. Выберите что-нибудь одно. Другую привычку вы сможете выработать, когда пройдут отведенные на первый «квест» 3 недели.

Очень хорош этот метод не только в плане работы над собой, но и когда дело касается постоянно откладываемых проектов или «хвоста» по учебе. Делая понемногу и регулярно, вы дробите задачу, а заодно втягиваетесь в рабочий режим. Когда 3 недели пройдут, вам будет проще держать себя в тонусе, и вряд ли вы решите пожертвовать ощущением собственного успеха ради страха перед начинанием или оставленных в прошлом вредных привычек.

Помните, что свой характер мы нередко формируем сами. Как и привычки, которыми мы можем управлять, если только захотим. Чтобы не откладывать дела на потом, можно воспользоваться другим правилом — правилом 20 минут. Желаем вам удачи, и не забывайте нажимать на кнопки и

08.02.2017 00:39

Зачем нужно формировать полезные привычки?

Мы совершенствуемся.

Вредные занятия крадут у нас время, деньги, эмоции, а полезные помогают добиться целей, совершенствуют нашу эффективность. Чтобы хорошо себя чувствовать, быть уверенным и энергичным, нужно привыкнуть к полезным действиям.

Мы перестаем себя заставлять.

Сила воли – это эффективный способ заставить себя что-то сделать, но он требует затрат сил. Каждый раз принуждая себя к какому-то действию, мы неосознанно огорчаемся, теряем энтузиазм. Но если действие превратить в привычное дело, вскоре мы вычеркнем его из списка «принудиловок».

Хорошее побеждает плохие.

Просто перестать есть на ночь сложно – все мысли будут о еде в холодильнике. А если сделать подмену, например, выпивать перед сном чашку зеленого чая с лимоном, то ритуал заполнения желудка останется, но его смысл изменится.

Пройти тест на самооценку

Как возникают новые привычки?

Давайте рассмотрим роль времени, то есть возраста в возникновении и воспитании привычек.

Некоторые ребята, придя в школу, обнаруживают, что они захватили с собой не все: то тетрадь, то ручку, то дневник забыли дома. Это происходит потому, что они привыкли складывать в портфель все необходимое утром, в спешке, перед самым уходом в школу, а не вечером, перед сном. Когда же начинает формироваться эта привычка? С первого дня обучения ребенка в школе.

Есть учащиеся, которые готовятся к экзаменам «в последнюю ночь», другие же это делают заблаговременно, по определенному расписанию, оставляя последний вечер свободным. Что это? Врожденные свойства характера? Темперамент? Сознательность одних и несознательность других? Нет, это привычка, возникшая у детей в период подготовки к первым в жизни экзаменам и укоренившаяся в процессе учения.

Разные привычки возникают в различные годы жизни. Значит, «фактор времени» не только не безразличен для их воспитания, но, наоборот, чрезвычайно важен. Родители должны помнить, то воспитание привычек нужно начинать, как можно раньше

Некоторым родителям кажется, что в первые годы жизни ребенка самое важное — сохранить его здоровье, обеспечить питанием, одеждой и т.д. А воспитание откладывается на более позднее время

Поэтому, когда ребенку исполняется 3-4 года, родители часто сталкиваются со множеством стихийно возникших у него привычек, которые влияют иногда и на здоровье ребенка, незаметно для родителей образуя некоторый фундамент его будущей личности.

Когда нужная ребенку и соответствующая его возрасту, привычка своевременно воспитана, его поведение удовлетворяет окружающих, и она чувствует себя спокойно, бодро. Если же у ребенка сложилась неправильная привычка, он мешает ему самому, нервирует его, становится источником конфликтов со старшими, причиной капризов, слез.

Чтобы узнать, в какие именно годы жизни детей и в каком порядке нужно воспитывать те или иные полезные привычки, следует обратить внимание на то, когда и как они складываются. Если обратиться к примерам, то можно заметить, что для каждой отдельной привычки легко определить время ее возникновения

Ребенок начал сам раздеваться — возникла привычка складывать или разбрасывать снятые с себя вещи. Появился ранец или портфель для школьных принадлежностей — возникла привычка складывать в него книги и тетради заблаговременно или в спешке. Появилась необходимость готовиться к экзаменам — сложилась привычка, так или иначе организовывать свою подготовку к ним

Если обратиться к примерам, то можно заметить, что для каждой отдельной привычки легко определить время ее возникновения. Ребенок начал сам раздеваться — возникла привычка складывать или разбрасывать снятые с себя вещи. Появился ранец или портфель для школьных принадлежностей — возникла привычка складывать в него книги и тетради заблаговременно или в спешке. Появилась необходимость готовиться к экзаменам — сложилась привычка, так или иначе организовывать свою подготовку к ним.

Можно сказать, что привычки формируются тогда, когда впервые возникает новый вид деятельности ребенка, когда впервые у него появляются новые вещи, новые обязанности и т.д. Вот тогда и происходит как бы «закладка» соответствующих привычек

Понимая это, родители должны с особым вниманием относиться ко всем тем действиям и обстоятельствам, которые возникают в жизни ребенка впервые. Родители, даже самые занятые, должны не только организовать торжественные первые проводы детей в школу, но и обеспечить в течение нескольких недель спокойные, рассчитанные по минутам и в то же время неторопливые сборы ребенка в школу, которые нужны для того, чтобы у него сложилась устойчивая привычка собираться в школу без суеты, заблаговременно

Купив ребенку книги, покажите место их хранения и на протяжении нескольких дней внимательно наблюдайте за тем, чтобы он не бросал книги, где попало, а убирал их на указанное место. За выполнением этого требования нужно следить до тех пор, пока у ребенка не укрепится привычка класть свои книги на место.

Ребенок научился застилать свою постель — овладел умением, навыком. Но после этого необходимо добиться, чтобы это умение перешло в привычку, т.е. чтобы, проснувшись, ребенок сразу вставал и, не раздумывая, всегда сам застилал свою постель. И по мере того, как появляются в жизни ребенка новые вещи, новые формы действий с этими вещами, новые умения, новые виды деятельности, — следует позаботиться о том, чтобы весь этот новый жизненный опыт ребенка был организован так, чтобы он способствовал формированию разумных, хороших привычек.

А сейчас предлагаю остановиться на одной, особенно важной привычке — на привычке разумно и содержательно использовать свое время

Как формируются привычки?

Последние исследования проливают свет на то, что помимо нейронных связей, формирование привычек связано и с процессами на молекулярном уровне.

Привычки существуют во множестве возможных сфер функционирования мозга — от непрерывных физиологических и неврологических механизмов до мыслительной деятельности и ежедневной рутины

Одни ежедневные привычки могут сделать вас здоровым и полным сил долгие годы, другие — привести к тяжелым болезням и повышению риска смертности. В этой статье основное своё внимание мы сосредоточим на привычках, которые относятся к комплексу регулярных действий, формирующих базу каждого человека для поддержания здоровья и хорошей формы

Особенность процесса формирования привычки в том, что мозг выбирает для «автоматизации» не только полезные или желаемые нами привычки (чистить зубы, регулярно заниматься спортом или выбирать здоровые продукты), но и бесполезные и даже «вредные» привычки, то есть нежеланные для нас (пить чай с конфетами, закуривать сигарету после нервной ситуации или заканчивать рабочую неделю бокалом вина).

Главный критерий выбора мозга для формирования новой привычки — это так называемое «вознаграждение» — ощущение, которое возникает при совершении какого-либо действия. Это может быть расслабление, эйфория или просто хорошее настроение, внутреннее ощущение  получения награды.

Любая привычка формируется так называемой «петлёй», которая состоит из трёх стадий — стартовый сигнал, шаблон действия и вознаграждение.

Разберём на паре простых примеров:

1. Вы едите пирожное в любимой кофейне после каждого стрессового дня на работе.

Здесь стартовый сигнал — стресс, шаблон действия — зайти в кофейню и заказать сладкое, вознаграждение — расслабление и хорошее настроение. И тут к вам приходит осознание, что вы съели пирожное, которое в общем-то не планировали сегодня есть. Петля завязалась.

2. Вы делаете утреннюю тренировку каждый день.

Стартовый сигнал — это, например, стакан воды или сигнал будильника, шаблон действия — надеть кроссовки, расстелить коврик и сделать тренировку, вознаграждение — эйфория, бодрость, прилив сил.

Глядя на эти примеры, очевидно, что возникают привычки довольно просто — достаточно определенное количество раз повторить “петлю”, и мозг записывает действие как привычное, в следующий раз уже не заставляя вас задумываться и принимать энергозатратные с его точки зрения решения.

Сколько раз придётся повторить весь процесс для того, чтобы закрепить привычку зависит от самой привычки, вознаграждения и ваших индивидуальных особенностей.

Вы наверняка слышали о том, что привычку можно привить за 21 день, повторяя одно и то же. Психолог Джереми Дин в своей книге «Приобретая привычки, избавляясь от привычек» развенчивает этот распространённый миф.

Оказывается, оригинальное исследование по этому вопросу было проведено в 1960 году — пластический хирург Максвелл Мальц опубликовал книгу под названием «Psycho-Cybernetics», в которой среди прочего делился наблюдением о том, что пациентам обычно требовался 21 день, чтобы свыкнуться с фактом потери конечности или с изменениями внешности после операции. Из этого он делал вывод, что людям, вероятно, достаточно этого времени, чтобы привыкнуть к чему угодно.

Очевидно, что научиться пить стакан воды по утрам и свыкнуться с потерей ноги — немного разные ситуации. Да и мы все разные. Кому-то на изменение какой-либо привычки понадобится 21 день, кому-то 7, а кому-то — все 70.

В ходе одного из исследований учёные выяснили, что на самом деле человеку в среднем необходимо 66 дней на выработку привычки, то есть около двух месяцев, но и это не является истиной для всех. Если перейти от среднего значения к частным результатам, для разных людей в исследуемой группе время приобретения привычки составило от 18 до 254 дней.

Биохимия привычки

Все мы помним историю Редьярда Киплинга о Маугли, человеческом ребенке в волчьей стае. Истории реальных найденышей, проживших некоторую часть детства в компании диких зверей, обычно более печальны.

Как правило, люди, прожившие первые годы жизни, очень важные для формирования психики, вне круга человеческого общения, не могут приспособиться к жизни с другими людьми, особенно в городах, и рано погибают.

Это относится и к людям, проведшим детство вообще без чьего-либо общества – как, например, известный немецкий юноша Каспар Хаузер, встреченный людьми в возрасте шестнадцати лет в Нюрнберге XIX столетия.

Мальчик не обладал способностью отличать реальные объекты от нарисованных, затруднялся с определением размеров объектов: к примеру, он считал, что башенные часы можно схватить руками, а монета, приближенная к глазу, казалась ему величиной с полгорода. Каспар с трудом ходил и так и не смог полноценно обучиться языку и наукам: юноша не понимал значения местоимений, не пользовался грамматикой, несмотря на превосходную память.

Почему же всем этим бедным подросткам не удалось приспособиться к людской жизни? Ответ кроется в привычках. Дело в том, что привычка – не только психологический феномен, требующий определенных волевых и ценностных установок, но и биохимический процесс.

При устойчивом повторении какого-либо действия в мозге образуется особая структура нервных связей, которая в любой момент готова активизироваться при потребности. Эту структуру, служащую основой для моделей поведения человека в тех или иных ситуациях, Иван Павлов называл динамическими стереотипами.

Динамическим стереотипам человек обязан автоматизмом своих движений, индивидуальностью походки, осанки, различных поз и жестов. Они являются базой, необходимой для формирования более тонких «настроек» наших привычек – в отличие от врожденных физиологических рефлексов, динамические стереотипы формируются у каждого человека по-своему.

Каждая привычка на биологическом уровне выглядит так: сначала идет раздражение от внешней среды, на которое откликается рецептор, переносящий затем сигнал к чувствительному нейрону. Сегмент спинного мозга передает информацию к двигательному нейрону, а от него, в свою очередь, сигналы поступают по нервам к органам движения.

Что такое привычка?

Привычка — это повторяющаяся форма поведения, которая не требует волевых усилий. Если наше сознание положительно реагирует на определенное действие и чувствует дискомфорт в его отсутствие, значит, началось привыкание. Процесс сопровождается физиологической реакцией – комбинированием нервных связей, определяющих алгоритм действий.

Привыкание формируется после многократного повторения – мозг запоминает, что делать и переходит в бессознательный режим.

Привычка неплохой способ экономить внутренние ресурсы, так как мозг «не включается». По накатанному сценарию действие происходит гораздо быстрее, чем во время осознанного поведения.

Например, когда мы возвращаемся домой, то первым делом включаем свет в коридоре. Но если выключатель передвинуть, наша рука на него не попадет. Мы не думаем вот так: «Темно, нужно включить свет, а для этого найти выключатель», а просто нажимаем кнопку. В повседневной жизни таких мелочей не счесть, и у каждого есть своя устоявшаяся тысяча привычек.

Пройти тест на характер человека

Психологи рассматривают все человеческие эмоции как привычку. Энтузиазм, меланхолия, педантизм – всё это мы выбираем у себя сами, став пленниками эмоции, а после поведенческой формулы.

Как работает механизм привыкания?

Исследователь И. П. Павлов утверждает, что человек привыкает абсолютно ко всему. Существует некий замкнутый круг – мы получаем эмоцию, свыкаемся с ней, попадаем в ее плен. Единожды пережитые эмоции дают нам билет в зону риска почувствовать их еще раз. Наше сознание уже имеет шаблон, знает, как реагировать на подобные события или обстоятельства. А мозг, успев принять модель поведения, будет препятствовать преодолению привычки посредством тревоги и внутреннего дискомфорта.

Например, мы испугались собаки. Мозг запомнил нашу реакцию и подготовил под неё соответствующую формулу. Теперь сознание готово к испугу при виде любой собаки. Работает принцип доминанты – возбужденный центр мозга останавливает работу остальных нервных связей, поэтому у нас не получается быстро выйти из депрессии или преодолеть страх.

Знаете время своего рождения?

Примите участие в проверке уникальной методикиДизайн Человека . Только 2 дня для читателей wikigrowth.ru участие бесплатно. Узнайте свой генетический потенциал на уровне биохимии иполучите инструкцию индивидуального развития .Получить сейчас

Откуда берутся привычки?

  • Их прививают в детском возрасте – мыть руки перед едой, утром чистить зубы, приводить обувь в порядок с вечера и так далее.
  • Они возникают спонтанно во время взаимодействия с социумом – избегать лифтов, пить утром кофе.
  • Мы формируем их самостоятельно – пить натощак теплую воду.

Виды привычек:

  • Профессиональные – учителя языка автоматически в уме исправляют увиденные или услышанные ошибки.
  • Бытовые – мыть руки после посещения туалета.
  • Социальные – отвечать на приветствие: «С Новым годом!».
  • Индивидуальные – проявлять инициативу.

В зависимости от формы проявления привычки бывают:

  • Физические – шаркать ногами.
  • Эмоциональные – заканчивать разговор пожеланием хорошего дня.
  • Поведенческие – убирать в помещении по привычному плану.

Все привычки бывают или полезными или вредными. Разница между ними в том, что первыми руководим мы, а вторые руководят нами. Плохие привычки обычно находят нас сами, а чтобы выработать хорошие, приходится трудиться.

Искоренение вредных привычек.

Когда говорят о вредных привычках у детей, обычно называют лишь несколько: курение, употребление нецензурной лексики и т.п. В действительности число их гораздо больше. Простая привычка младенца засыпать только при укачивании или только в присутствии матери уже усложняет быт семьи, а главное, мешает самому ребенку. Чем старше дети, тем более вредные и неприятные привычки могут у них возникать: привычка грызть ногти, свистеть, слишком громко разговаривать, грубить, привычка «глотать» книги или просматривать их почти не читая, привычка списывать в школе… Многие из дурных привычек появляются в результате того, что плохо или неверно усвоен ребенком навык. Не научили ребенка, как надо правильно умываться и чистить зубы, — возникла привычка намочить пальцы и протереть глаза. И это считай уже умылся. Исправить плохой, но уже закрепившийся навык самому ребенку очень трудно. От родителей требуется большая выдержка и терпение, чтобы постепенно, изо дня в день помогать в этом ребенку. Источником большинства дурных привычек является ничегонеделание. Всем хорошо известно, что исправлять вредные привычки намного труднее, чем вовремя создавать хорошие привычки. Бывает, что жизнь в семье превращается в ад, так как родители вынуждены ежеминутно надоедливо повторять одни и те же замечания, направленные на «переделку» вредных привычек: «Ты опять не повесила форму?», » Почисть ботинки!», «Не грызи ногти!» и т.д. Не указывать на это как будто нельзя, если хочешь, чтобы сын или дочь избавились от дурных привычек. Но если с утра до вечера родители делают замечания, их взаимоотношения с детьми портятся, домашняя жизнь заполняется мелкими столкновениями.

Что же делать? Опыт показывает, что процесс искоренения вредных привычек детей требует значительного времени и что нельзя перекладывать всю тяжесть борьбы с вредной привычкой на еще не окрепшую волю ребенка. Родители должны терпеливо оказывать ему помощь. Но обычно бывает так: объяснив детям вред и недопустимость той или иной привычки, они берут с них слово «больше так не делать», а затем, в случае повторения действия, всячески подчеркивают обман, нарушение обещания. Они забывает при этом, что дурная привычка (например, грызть ногти) уже «залегла» в нервной системе ребенка и чтобы преодолеть ее, от него требуется необычайный, не соответствующий его возрасту сознательный контроль над своим поведением, не ослабевающий ни на минуту. Что же удивительного в том, что при самом искреннем желании сдержать слово и «не делать так больше» старая привычка вдруг «прорвется» у ребенка. От привычки одним обещанием — «больше так не делать» — не избавишься. Делать это нужно постепенно. Привычка формировалась постепенно, и избавляться от нее нужно постепенно.

Если серьезно задуматься над вредной привычкой ребенка, то всегда можно обнаружить причину ее возникновения. Так, одной из вреднейших привычек возникающих у школьников — откладывание домашнего задания на последний момент. Ученик должен с первых дней школьных занятий привыкать планировать приготовление уроков (если задание большое, распределить его на части и готовить в течение нескольких дней недели). Следовательно, если родители хотят искоренить у ребенка вредную привычку «на охоту идти — собак кормить», нужно не столько упрекать ребенка, сколько упорно изменять весь порядок приготовления им домашних заданий. Это значит — действовать против причины, вместо дурной привычки — откладывать дело на последний вечер — воспитать хорошую привычку: планировать и рассчитывать свое время.

Следует заметить, что родители иногда больше интересуются хорошей оценкой своего ребенка, чем воспитанием его характера. Узнав, что завтра срок подачи сочинения (а оно еще не начато), родители разрешают писать ночью, а иногда и сами садятся к столу помогать или бегут к знакомым за нужными книгами и т.д. Оберегая ребенка от провала, мы сами укрепляем у него вредную привычку откладывать дело, в так называемый «долгий ящик». Нужно заставить ученика вовремя лечь спать, а не помогать ему в последнюю минуту. Пусть заслуженная двойка научит его в следующий раз планировать время и готовить задания заблаговременно.

Родители своим советом и поддержкой могут помочь своим детям.

Правильное воспитание детей — это очень трудная и сложная задача. Вопрос о воспитании привычек, о сроках и способах их формирования нельзя, конечно, считать самым главным, но привычки придают необходимую прочность, устойчивость всякой системе воспитания. Привычки — это те кирпичи фундамента, которые нужно класть в самом начале постройки и класть правильно.

Успеха Вам!

Выводы

Резюмирую изложенную в этой статье информацию.

Основные тезисы:

  1. Привычка формируется на протяжении 66 дней ежедневной беспрерывной работы.
  2. Чтобы пройти 66 дней без “сливов”, работать нужно только над одной привычкой.
  3. Привычки можно объединять в слоты из нескольких привычек, следующих одна за одной.
  4. Перед началом работы над любой привычкой провести письменный анализ из 7 шагов.
  5. Не забываем правило 4-П.
  6. Вредные привычки искореняем, заменив новым действием реакцию на триггер, который их провоцировал.
  7. Пользуемся приложением Habit Hab.

От слов к делу

Ты прочитал эту статью и должно быть подумал: “Крутая информация”.

Но без ТВОИХ действий ничего в ТВОЕЙ жизни не изменится.

Мне очень хочется, чтобы мои посты не только были интересными, но и приносили реальную пользу.

Как ты оцениваешь этот материал?

Эту статью прочитали (раз): 2 242

Поделиться статьей с друзьями

Ссылка на основную публикацию